Skip to content

Теория психотипической адаптации личности первоначально развивалась в рамках S-теории, а затем получила новый импульс в исследованиях и преподавательской деятельности Московской Психологической Лаборатории МПЛ 12.

Три части психики

Самость - здоровая часть - душа

Психотип - адаптационная часть - разум

Травма - травмированная часть - подсознание

Энергичность

На базовом уровне психика — совокупность процессов возбуждения и торможения в нервных тканях. Соотношение силы возбуждения и торможения для каждого человека отличаются.

🔥

Активный

Влияющий

Воздействует на окружение для получения желаемого и реализации себя. Влияет на окружающих, инициирует начинания.

❄️

Пассивный

Восринимающий

Действует неохотно. Испытывает дефицит ресурсов и жизненной энергии. Встраивается, реагирует, адаптируется.

Локус внимания

Внимание человека не стоит на месте и постоянно перемещается с предмета на предмет. Однако можно выделить предпочитаемые территории, на которых внимание человека проводит большее время. И самое значимое различие — находится ли точка внимания человека где-то внутри него — в теле или мыслях, или же снаружи — на окружающем мире.

😌

Внутри

Интроверт
  • Ориентирован на собственные мотивы, качества, картину мира.
  • Трудно меняет точку зрения.
  • Требуется усилие, чтобы выйти наружу к людям.
🙂

Снаружи

Экстраверт
  • Ориентирован на внешние стимулы (события, обстоятельства, других людей).
  • Нуждается в обратной связи.
  • Требуется усилие, чтобы погрузиться внутрь себя.

Четыре темперамента

В зависимости от сочетания энергичности и локуса внимания человека можно выделить 4 основных темперамента. Темперамент связан с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Он определяется скоростью течения психических процессов, устойчивостью эмоциональной сферы и степенью волевого усилия.

😝

Сангвиник

Влияющий интроверт
(активный — внутри)

Реализует свои желания, преодолевает препятствия, достигает цели. Игнорирует чужую точку зрения и смену отбстоятельств.

😃

Холерик

Влияющий экстраверт
(активный — снаружи)

Стремится находиться в центре внимания поклонников. Харизматичен, коммуникабелен, не терпит критики.

🤔

Флегматик

Воспринимающий интроверт
(пассивный — внутри)

Боится потерять то, что имеет. Стремится к спокойствию, стабильности. Самостоятелен. Автономен. Сам себе на уме.

🙄

Меланхолик

Воспринимающий экстраверт
(пассивный — снаружи)

Следует за авторитетом и лидером. Склонен к самопожертвованию. Вдумчивый, внимательный, поддерживающий.

Три травмы: три картины мира

В процессе взросления ребенок переживает множество трудностей и кризисов. Судьба каждого неповторима и каждый проживает уникальную комбинацию проблем. Наиболее сильная травма, испытанная в детстве, в подростковом возрасте ложится в основу закрепляющегося мировоззрения человека, определяя способы его взаимодействия с окружающим миром.

Травма привязанности: «Есть я и мир»

«Я существую как организм, а все остальное — либо часть меня, либо внешняя среда»

Это самая ранняя травма, которую получает ребенок в отношениях с базовым объектом — значимым взрослым, который начинает восприниматься задолго до того, как появляется концепция социума. Проблемы во взаимодействии с родителями в первые годы жизни — наиболее вероятная причина возникновения этой травмы. Человек, опирающийся на такой опыт при формировании картины мира, центрирует ее вокруг себя: своего выживания, безопасности, комфорта. Мир видится так: есть я, мой организм, и есть все остальное — внешняя среда.

Фокус внимания: выживание

👑

Властелин

Психопатический
💫

Звезда

Истероидный
👀

Наблюдатель

Аутичный
🏺

Эстет

Эпилептоидный

Травма потери: «Есть мы и они»

«Я существую как часть иерархической системы ролей»

Эта травма возникает когда трагедия происходит не с самим человеком, а с кем-то из его окружения. Болезнь или смерть близкого человека, развод родителей, переезд. В преобладании этой травмы развивается мировоззрение, ориентированное на правила и общественные стандарты. Наиболее важным для человека становится его социальная роль, принадлежность к группе и положение в иерархии сообщества. Без труда встраивается в регламент и соблюдает и защищает закрепленные нормы поведения.

Фокус внимания: правила

📇

Законодатель

Маниакальный
🛍

Принц

Нарциссичный
🧰

Хозяин

Компульсивный
🛎

Служитель

Депрессивный

Травма системных отношений: «Есть я и ты»

«Я существую в отношениях с другими индивидуальностями»

Причина возникновения этой травмы может лежать в далеком прошлом, когда произошедшая когда-то трагедия, продолжает влиять на семейную систему в настоящем. Семья адаптировалась к этому, выработав определенные нормы. Травма возникает не единоразово, а накопительно. С одной стороны происходит привыкание к существованию нескольких слоев коммуникации, а с другой — возникают вопросы и сомнения, разрешить которые возможно лишь выстраивая более глубокие отношения с окружающими.

Фокус внимания: отношения

🚀

Идеолог

Шизоидный

Революционер

Симбиотический
🛸

Детектив

Параноидальный
💎

Философ

Избегающий

Таблица 12 психотипов

Картина мира (травма)Я и мир (привязанность)Мы и они (потеря)Я и ты (системные отношения)
Иконка👀👑💫🏺🧰📇🛍 🛎🛸🚀💎
НазваниеНаблюдательВластелин ЗвездаЭстет ХозяинЗаконодатель ПринцСлужитель ДетективИдеологРеволюционерФилософ
ПсихотипАутичныйПсихопатичныйИстероидныйЭпилептоидныйКомпульсивныйМаниакальныйНарциссическийДепрессивныйПараноидальныйШизоидныйСимбиотическийИзбегающий
Базовая потребностьПроявление, внешний раздражительОграничения, тайная внутренняя жизньВыделение главного, конкретизацияИнтерес, однозначный результатСледование своим желаниямОпека себя, возможность проситьЛичные связи, благодетельствоПризнание заслугЭксклюзивность, определенностьДолг, реалистичностьДоговоренности, опорыВостребованность, целостность
Невротическая потребностьКонтрольВластьИграСамопожертвованиеОграничениеПравотаПризнаниеОдобрениеНезависимостьГордостьВдохновениеЗавершенность
СтрахЖизниСмертиПотериНеизбежностиПотери контроляНеизвестностиПаденияНаказанияБлизостиПотери себяЗавистиНесостоятельности
Роль в социумеЗнает и хранит фактыПроверяет, раскачивает социумПроверяет моральные устои, провоцирует обществоХранит духовные традицииПроверяет систему, законыСоздает законы, ставит задачиСоздает культурные стандартыДуша и совесть социумаПроверяет безопасность социумаПервооткрыватель, генератор идейРазведка, продвижение идейФилософия мироздания
ДарОкружающие чувствуют и удовлетворяют вытесненные потребностиМотивация, эффективностьУмение быстро входить в контактСоединение земного с высокимИсполнительность, неутомимость, четкостьСила, организаторские способностиКоммуникабельность, хороший вкусДобротолюбие, милосердие, большое сердцеГлубокий инсайт, способность смотреть в глубинуНезависимость, фантазия, способность к трансформацииУмение вдохновлять, тонкое чувство справедливостиСпособность понимать всех, чувство баланса и гармонии

Круговая диаграмма