В периодизации Д. Б. Эльконина интегрированы теория деятельности А. Н. Леонтьева, концепция развития личности Л. И. Божович и основные положения Л. С. Выготского о структуре и динамике психологического возраста. Периодизация Эльконина является общепринятой в российской возрастной психологии.
Подробнее — в конспекте
Две системы
- «ребёнок — общественный предмет»
- «ребёнок — общественный взрослый»
Две линии
- операционно-техническая
- мотивационно-потребностная
Три фактора
- Социальная ситуация развития
- Ведущая деятельность
- Новообразование
Периоды психологического развития
- потеря непосредственности: появляется дополнительное обдумывание последствий своих действий, его переживания и желания не соответствуют поведению, у ребёнка появляются секреты;
- манерничание: ребёнок в некоторых ситуациях начинает играть определённую роль, что-то из себя изображая;
- феномен «горькой конфеты»: мотив соблюдения правил становится сильнее мотива получить желаемое. Ребёнок может не радоваться тому, что получил нечестно.