Периодизация психического развития ребенка

В периодизации Д. Б. Эльконина интегрированы теория деятельности А. Н. Леонтьева, концепция развития личности Л. И. Божович и основные положения Л. С. Выготского о структуре и динамике психологического возраста. Периодизация Эльконина является общепринятой в российской возрастной психологии.

Подробнее — в конспекте

Две системы

  • «ребёнок — общественный предмет»
  • «ребёнок — общественный взрослый»

Две линии

  • операционно-техническая
  • мотивационно-потребностная

Три фактора

  1. Социальная ситуация развития
  2. Ведущая деятельность
  3. Новообразование

Периоды психологического развития

Раннее детство
0 – 3 года
Младенчество
(2 месяца — 1 год)
Социальная ситуация развития
Cвязанность, «слитость» ребёнка с матерью, все формы активности младенца опосредованы взрослым; ребёнок вплетён в деятельность ухаживающего взрослого. Эту ситуацию развития называют ситуацией «Пра-Мы».
Ведущая деятельность
Мотивационно-потребностная сфера
Непосредственное эмоциональное общение с взрослым
Новообразование
Ходьба, эмоционально-заряженные представления, открытие своего физического Я (понимание своего облика в зеркале), выделение себя в мире людей.
Кризис
Ребёнок ещё не владеет необходимыми операционно-техническими средствами, чтобы осуществлять деятельность, соответствующую его сформированным мотивам. У ребёнка создаётся основа для выделения самого себя в мире людей, мотивы становятся автономными.
Раннее детство
(1 — 3 года)
Социальная ситуация развития
Распад «Пра-Мы», появление относительной самостоятельности и автономности в передвижении, возрастающий интерес к предметам приводит к необходимости изменения привычных средств общения, взрослый теперь воспринимается не как посредник между ребёнком и окружающим миром, а как помощник при их взаимодействии.
Ведущая деятельность
Операционно-техническая сфера
Предметно-орудийная, взаимодействие с предметами как с социальными орудиями
Новообразование
Речь; открытие себя в качестве субъекта деятельности — стремление самостоятельно выполнять деятельность, которую выполняет взрослый, появление местоимения «Я»; чувство гордости за свои достижения.
Кризис
«Я-сам». Ребёнок открывает себя как субъект деятельности, поэтому в течение кризиса происходит перестройка отношений между ребёнком и взрослым в пользу большей автономии ребёнка. Этот кризис обладает яркой симптоматикой: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму.
Детство
3 — 11 лет
Дошкольное детство
(3 — 7 лет)
Социальная ситуация развития
Распад совместной деятельности с взрослым; поведение взрослого выступает образцом, который моделируется ребёнком в совместной со сверстником деятельности.
Ведущая деятельность
Мотивационно-потребностная сфера
Сюжетно-ролевая игра
Новообразование
Преодоление эгоцентризма, усвоение первых этических категорий добра и зла, развитие произвольности поведения, формирование наглядно-образного мышления, появление первичной иерархии мотивов, открытие себя в качестве носителя внутреннего мира, возникновения внутренней позиции школьника (высокая познавательная мотивация, желание учиться), знаково-символическая функция сознания (возможность использовать один предмет в качестве заместителя другого).
Кризис
Этот кризис связан с формированием внутренних переживаний, опосредующих отношение ребёнка к миру. Основные симптомы кризиса:

- потеря непосредственности: появляется дополнительное обдумывание последствий своих действий, его переживания и желания не соответствуют поведению, у ребёнка появляются секреты;

- манерничание: ребёнок в некоторых ситуациях начинает играть определённую роль, что-то из себя изображая;

- феномен «горькой конфеты»: мотив соблюдения правил становится сильнее мотива получить желаемое. Ребёнок может не радоваться тому, что получил нечестно.

Младший школьный возраст
(7 — 11 лет)
Социальная ситуация развития
Изменение привычной формы жизни ребёнка, появление нового взрослого — социального взрослого. Две линии развития отношений: «ребёнок-близкий взрослый» и «ребёнок- социальный взрослый».
Ведущая деятельность
Операционно-техническая сфера
Учебная, направлена на овладение универсальными способами действий в системе научных понятий
Новообразование
Произвольность психических процессов, рефлексия, планирование, формирование воли, интеллектуализация психических функций, знаковое опосредование психических процессов, теоретическое мышление.
Кризис
Происходит изменение представления ребёнка о себе в связи с началом полового созревания и появлением способности к рефлексии своих чувств и действий.
Подростничество
12 — 17 лет
Младший подростковый
(12 — 15 лет)
Социальная ситуация развития
Общей характеристикой является расширение сферы социальной активности и изменение отношений с учителями, сверстниками, родителями. Переход в среднюю школу сопровождается увеличением числа и разнообразия преподавателей, с которыми необходимо выстраивать отношения; отношения со сверстниками выходят за рамки учебной деятельности. Оформляются подростковые сообщества, в которых осваиваются нормы социальной жизни, нравственные нормы регуляции отношений.
Ведущая деятельность
Мотивационно-потребностная сфера
Интимно-личностное общение, направленное на познание другого человека, себя, межличностных отношений, на усвоение норм социального поведения
Новообразование
Чувство взрослости, возникновение личностной рефлексии, и на её основе самосознания, открытие своего «Я».
Кризис
Кризис 15 лет связан с необходимостью изменить своё место в обществе в связи с новым пониманием себя. У ребёнка к этому возрасту появляется желание видеть себя в роли взрослого, он хочет, чтобы к нему относились как к взрослому, а родители (и другие взрослые в окружении) оказываются ещё не готовы к этому.
Старший подростковый
(15 — 17 лет)
Социальная ситуация развития
Изменение характера учебной деятельности, она приобретает характер деятельности по самообразованию, подросток среди многообразия секций, курсов, возможных профессий, репетиторов и хобби находится перед профессиональным выбором.
Ведущая деятельность
Операционно-техническая сфера
Учебно-профессиональная, которая предполагает овладение системой научных понятий в рамках предварительного профессионального самоопределения, приобретение профессиональных знаний и умений
Новообразование
Профессиональное и личностное самоопределение, система ценностных ориентаций.
Кризис
Связан со вступлением ребёнка во взрослую жизнь, сменой стиля жизни, вида деятельности, и круга общения.